суббота, 1 ноября 2014 г.

Мама сердится, или несколько способов не кричать на ребенка









Я считаю, что воспитывать ребенка нужно так, чтобы процесс воспитания не был слышен соседям. Честно пытаюсь следовать этому убеждению, хотя получается это  далеко не всегда. Но кое-какие «приемчики» в моем арсенале имеются. Безусловно, детки разные и к каждому необходим индивидуальный подход. Вот то, что я использую, общаясь с Дашей. 

Ситуация 1. «Мама, включи мультики!»
Требование. Это могут быть не мультики, а какое-либо другое «хочу», случившееся не совсем вовремя по мнению взрослых.  Для начала я сообщаю, что мне нравится ее желание (если оно действительно хорошее и теоретически осуществимое), и мы исполним его сразу после того, как поспим, покушаем, уберемся и т.д. – нужное подчеркнуть.  Признаюсь честно, не моя находка, подсмотрела этот «рецептик» у одной замечательной мамочки девочек-близняшек. Хорош он тем, что ребенок не слышит такое надоевшее слово «нет», он понимает, что  его желание услышано и не отвергнуто. Если же дочка продолжает настаивать на своем, пытаюсь переключить ее внимание.  

Ситуация 2. Выплескиваем эмоции
Всегда важно понимать причину плохого поведения. Но иногда истерика у моей дочки случается по пустяшному, раздутому поводу. В таких случаях я всегда интересуюсь: «Тебе просто поплакать хочется?». Очень часто ответ бывает утвердительным, тогда я просто обнимаю ее и жалею, разрешая плакать и громко кричать, ведь эмоции всегда должны иметь выход. После таких сеансов самотерапии, крошка со словами «все» вытирает слезки и продолжает играть как ни в чем не бывало. Вот бы всем женщинам научиться такому искусству! 

Ситуация 3. «Да хо не!» Даша не хочет.
«Нехотелок»  у Даши еще больше чем «хотелок». «Да хо не кушать», «Да хо не одеваться», «Да хо не мыться» и так далее. В этом случае я просто предлагаю ей хитрую «альтернативу». Вместо покушать зову читать книжку (мы во время еды рассматриваем картинки), вместо одевания прошу попрятать мышек в норки (ручки-ножки в рукава). Поскольку она настоящая женщина, то ее «не хочу» часто значит: «Хочу, но позже». И если я вижу, что Даша настроена воинственно и категорично, я прекращаю натиск на пару минут, а потом делаю то, что нужно, не акцентируя на этом ее внимание. Бывает и третий вариант. Настоящее взвешенное «не хочу». Вот действительно не хочет она кушать, смотрит на меня предано и умоляюще, закрывает ротик руками. В таких случаях не настаиваю. Проголодается – покушает. Главное выдохнуть и осознать, что она человек со своими собственными желаниями. Она имеет на них право, даже если они идут вразрез с моими. 

Ситуация  4. Называем вещи своими именами
В пылу страстей важно сообщить ребенку о том, что ты сейчас чувствуешь. Если я очень на нее сердита, я так и говорю: «Мама сердится». Чаще всего моя крошка кидается меня обнимать со словами «Мама, не сердись, Даша любит маму» и конфликт исчерпывается. Но для того, чтобы она понимала, что такое «сердится», важно проконтролировать себя даже в минуту сильного гнева, выдохнуть и рассказать ребенку, что его действия заставили маму разозлиться, расстроиться, испугаться и т.д. Эта ситуация справедлива и зеркально. Ребенок тоже имеет право на негативные эмоции, и он должен уметь проживать и распознавать их. В 2,5 года Даша уже сообщает, когда ей грустно, а когда обидно, когда ей что-то не нравится и когда ей неприятно. И мы вместе пытаемся решить ее проблему. 

Ситуация 5. Маме пора отдохнуть
Иногда причина маминых нервов совсем не в ребенке, а в самой маме. Периодически я начинаю вести себя неадекватно ее проступкам – завожусь слишком быстро, кричу слишком громко, отхожу долго. В этом случае никаких манипуляций с ребенком делать не стоит, ибо причина не в нем. Это сигнал, что нужно отдохнуть. Шоппинг, книга, фильм, творчество или просто здоровый сон вне очереди – выбираю, то, на что откликается душа и стараюсь реализовать в максимально короткие сроки. И тогда и овцы целы и волки нормально себя чувствуют:) 

Ситуация 6. Исключение
Это когда эмоциональная реакция необходима. Опасные для жизни ситуации. Розетки, плита, утюг, правила поведения на улице и т.д. С первого раза объясняю, какие последствия могут быть. И если безрассудные действия повторяются – эмоционирую. «Нет!» «Нельзя!»,  «Опасно!» - считаю, что ребенок должен слышать и реагировать на эти слова. Можно и нужно проявлять строгость. Но не гнев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий