Я считаю, что
воспитывать ребенка нужно так, чтобы процесс воспитания не был слышен соседям.
Честно пытаюсь следовать этому убеждению, хотя получается это далеко не всегда. Но кое-какие «приемчики» в
моем арсенале имеются. Безусловно, детки разные и к каждому необходим
индивидуальный подход. Вот то, что я использую, общаясь с Дашей.
Ситуация 1. «Мама, включи
мультики!»
Требование. Это
могут быть не мультики, а какое-либо другое «хочу», случившееся не совсем
вовремя по мнению взрослых. Для начала я
сообщаю, что мне нравится ее желание (если оно действительно хорошее и
теоретически осуществимое), и мы исполним его сразу после того, как поспим,
покушаем, уберемся и т.д. – нужное подчеркнуть. Признаюсь честно, не моя находка, подсмотрела
этот «рецептик» у одной замечательной мамочки девочек-близняшек. Хорош он тем,
что ребенок не слышит такое надоевшее слово «нет», он понимает, что его желание услышано и не отвергнуто. Если же
дочка продолжает настаивать на своем, пытаюсь переключить ее внимание.
Ситуация 2. Выплескиваем
эмоции
Всегда важно
понимать причину плохого поведения. Но иногда истерика у моей дочки случается
по пустяшному, раздутому поводу. В таких случаях я всегда интересуюсь: «Тебе
просто поплакать хочется?». Очень часто ответ бывает утвердительным, тогда я
просто обнимаю ее и жалею, разрешая плакать и громко кричать, ведь эмоции
всегда должны иметь выход. После таких сеансов самотерапии, крошка со словами
«все» вытирает слезки и продолжает играть как ни в чем не бывало. Вот бы всем
женщинам научиться такому искусству!
Ситуация 3. «Да хо не!» Даша
не хочет.
«Нехотелок» у Даши еще больше чем «хотелок». «Да хо не
кушать», «Да хо не одеваться», «Да хо не мыться» и так далее. В этом случае я
просто предлагаю ей хитрую «альтернативу». Вместо покушать зову читать книжку
(мы во время еды рассматриваем картинки), вместо одевания прошу попрятать мышек
в норки (ручки-ножки в рукава). Поскольку она настоящая женщина, то ее «не
хочу» часто значит: «Хочу, но позже». И если я вижу, что Даша настроена
воинственно и категорично, я прекращаю натиск на пару минут, а потом делаю то,
что нужно, не акцентируя на этом ее внимание. Бывает и третий вариант.
Настоящее взвешенное «не хочу». Вот действительно не хочет она кушать, смотрит
на меня предано и умоляюще, закрывает ротик руками. В таких случаях не
настаиваю. Проголодается – покушает. Главное выдохнуть и осознать, что она человек
со своими собственными желаниями. Она имеет на них право, даже если они идут
вразрез с моими.
Ситуация 4. Называем вещи своими
именами
В пылу страстей
важно сообщить ребенку о том, что ты сейчас чувствуешь. Если я очень на нее
сердита, я так и говорю: «Мама сердится». Чаще всего моя крошка кидается меня
обнимать со словами «Мама, не сердись, Даша любит маму» и конфликт
исчерпывается. Но для того, чтобы она понимала, что такое «сердится», важно
проконтролировать себя даже в минуту сильного гнева, выдохнуть и рассказать
ребенку, что его действия заставили маму разозлиться, расстроиться, испугаться и
т.д. Эта ситуация справедлива и зеркально. Ребенок тоже имеет право на
негативные эмоции, и он должен уметь проживать и распознавать их. В 2,5 года
Даша уже сообщает, когда ей грустно, а когда обидно, когда ей что-то не
нравится и когда ей неприятно. И мы вместе пытаемся решить ее проблему.
Ситуация 5. Маме пора
отдохнуть
Иногда причина
маминых нервов совсем не в ребенке, а в самой маме. Периодически я начинаю вести
себя неадекватно ее проступкам – завожусь слишком быстро, кричу слишком громко,
отхожу долго. В этом случае никаких манипуляций с ребенком делать не стоит, ибо
причина не в нем. Это сигнал, что нужно отдохнуть. Шоппинг, книга, фильм,
творчество или просто здоровый сон вне очереди – выбираю, то, на что
откликается душа и стараюсь реализовать в максимально короткие сроки. И тогда и
овцы целы и волки нормально себя чувствуют:)
Ситуация 6. Исключение
Это когда
эмоциональная реакция необходима. Опасные для жизни ситуации. Розетки, плита,
утюг, правила поведения на улице и т.д. С первого раза объясняю, какие
последствия могут быть. И если безрассудные действия повторяются – эмоционирую.
«Нет!» «Нельзя!», «Опасно!» - считаю,
что ребенок должен слышать и реагировать на эти слова. Можно и нужно проявлять
строгость. Но не гнев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий